Фонд патриотического воспитания молодёжи имени генерала Трошева Геннадия Николаевича
   Фонд патриотического воспитания молодёжи
имени генерала Трошева Геннадия Николаевича
 
  
Главная страница
  
 Г.Н. Трошев

Биография
  Награды
СМИ о Трошеве
 Статьи
 Интервью
 Фильмы
  Книги
  Фотоальбом
  Произведения о генерале Трошеве
  
 О Фонде

  Направления деятельности
  Отчеты Фонда
  Программы Фонда
  Архив новостей
  СМИ о Фонде
  Реквизиты Фонда
  Контакты
  Наши партнеры
  
 Почётный знак «За отличие»

  О знаке
  Кавалеры знака
  
 Нагрудный знак «За отличие»

  О знаке
Кавалеры знака
 

Статьи


Вячеслав Алипатов «Моя война» и казачество

<- Назад

Тема затронута не случайно. Она появилась с первыми днями начала возрождения казачества на Дону, да так, до сих пор, и не утихает.
   Весть о назначении президентом России В.В. Путиным генерал-полковника Геннадия Николаевича Трошева своим советником по вопросам казачества, всколыхнула и взволновала не только Тихий Дон.
   Что бы это значило? Упразднено Управление президента Российской Федерации по вопросам казачества и почему, боевой генерал, почитаемый в народе, теперь курирует российское казачество? Да еще какое! – свободолюбивое, амбициозное, «подогретое» в течение последних 12 лет, не без помощи желтой прессы и государственных чиновников, до негативного уровня, разобщенное на реестровых и общественников.
   Из уст прессы сформирован обществу новый тип казака – пьяница, одет неряшливо, то есть не по уставному, вся грудь в медалях и орденах сомнительного происхождения, а их атаманы носят погон аж до генерал-полковника.
   Таких званий в былые времена отродясь не было - предельный чин в казачьих Войсках был казачий генерал.
   Умалчивает пресса о полезных делах казаков для государства и общества в целом, таких, как работа на ферме, хозяйствах, некогда разорившихся колхозов, охрана общественного порядка, участие в обучение и воспитание подростков в кадетских корпусах или казачьих гимназиях, школах, классах, о тех, кто собирал и продолжает собирать по крупицам исторические сведения о казачестве, репрессированном и расказаченном в годы лихолетья.
   … Бабушка, бабулечка, милая, ну вспомни и расскажи о наших корнях, откуда мы повелись – так мы обращались, и продолжаем обращаться, уже покрытые сединой, к нашим живым хранителям истории своего рода и Православной веры.
   В народе до сих пор не забыли годы репрессий и уничтожения казачества на Дону, Кубани и Терека, по всей России. Долгие годы слово казак вслух не произносили. Его вычеркнули из титульного списка народов, заселяющих территорию Советского Союза. Сам не помню, так это было давно, но мне рассказывала мать - когда к нам приходили гости, я, будучи ребенком, их развлекал - читал детские стихи стоя на стульчике, чтобы всем был хорошо виден. Меня слушали, хлопали в ладоши, а потом почему-то спрашивали с интересом, а ты кто будешь? И я, подбоченясь, звонко и громко отвечал: – «Я, Усть-Хоперский казак!»
   Сколько было радости в этот миг на лицах гостей, у некоторых даже текла слеза по щекам. В конце 1940-х годов, и даже позднее, еще при Сталине, слово казак взрослые вслух не произносили. Уже в школьном возрасте, узнал от мамы, что мой дед, по линии матери, умер на лесоповале, только за то, что был в свое время хорошим семьянином, и примерным хозяином на кубанской плодородной земле. И если бы она не выехала со станицы на строительство завода Ростсельмаш, никто бы не выжил. Казачью станицу тогда обложили отряды НКВД. Ее занесли на Черную доску. У жителей станицы отобрали все подчистую продукты. Никого из станицы не выпускали и не впускали. Люди голодали, пухли от голода и один за другим умирали. Ей чудом удалось забрать в Ростов мою бабушку – защитницу и ангела хранителя от всех моих мальчишеских проказ…
   Я видел, как Трошев, советник Президента, с какой-то грустью обходит строй юных кадет Александра III кадетского корпуса в г. Новочеркасске.
   Кто они – Дети от той войны, которую он вел на Кавказе. Сироты и из многодетных, зачастую неблагополучных, семей.
   Теперь, он их Отец и Защитник.
   Почему плохо побрит, замечает офицеру. Как сидит на тебе фуражка –огорчаясь, говорит кадету. Автомат должен быть на предохранителе, говорит почти шепотом. Ты не на войне, а на плацу, в строю и незаметно для всех ставит автомат на предохранитель.
   Он как бы тянул и не торопился покинуть плац и выстроившихся на нем кадет. Прошлое его предков, и настоящее, юное племя – словно перехлестнулось перед его глазами в одном лице.
   Особо тронули боевого генерала песни кадет. Исполнялись они с душой и каким-то особым мальчишеским рвением. За это, пришла им награда от самого советника Президента России – благодарность всем кадетам, принявшим участие в торжественном построении, сумевшим показать свою выучку на плацу, и исполнивших с душою строевые песни.
   …Мой дед казак, моя мать казачка – не без гордости, говорит Трошев тем, кто интересуется его корнями.
   Судьба казачества мне не безразлична. Говорит так, словно загоняет гвозди одним ударом по самую шляпку.
   У героя России есть все, чтобы стань героем Казачества…
   К марту этого года в государственный реестр России внесены 10 Войсковых и 15 окружных (отдельских) казачьих обществ. Это более 659 тысяч человек, из них, более 230 тысяч взяли на себя обязательства нести государственную службу. Казачьи войсковые общества находятся на территориях 56 субъектов Российской Федерации. Кроме того, в России, в соответствии с Законом «Об общественных объединениях», зарегистрированы 682 общественные организации казаков. Реестровые и общественные объединения казаков расположены на территории 83 субъектов Российской Федерации (регионов) из 89, перечисленных в Конституции РФ. Администрации многих регионов создали отделы или есть сотрудники, отвечающие за работу с казачеством. В министерствах и ведомствах РФ также есть подразделения или чиновники, в обязанности которых входит взаимодействие с казачьими обществами, это такие, как Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство природных ресурсов, Министерство образования и др. В течение последних 12 лет принято более 110 государственных актов по вопросам казачества.
   В декабре 2002 г. истекал срок контракта у начальника Управления президента Российской Федерации по вопросам казачества П. С. Дейнекина. По возрасту, он не мог, как государственный чиновник, оставаться на этом посту. Начались поиски решения, кто станет работать с казачеством в будущем.
   Всем известно, как особенно обострились проблемы казачества на Юге России. Из Чеченской Республики и Республики Дагестан начался отток русского и коренного казачьего населения, который в дальнейшем принял уже массовый характер. Те, кто жили в Сунженском районе до 1955 года, а это до 70 тысяч человек, теперь исчисляются в несколько сотен. Гонимы казаки и их семьи в Шёлковском, Наурском и Надтеречном районах Чеченской Республики, в Кизлярском районе Республики Дагестан. Незаконная миграция в традиционные казачьи места представителей разных народов Северного Кавказа спровоцировала взрывоопасную обстановку. Коренной народ, живущий на землях своих предков, словно намеренно растворили в среде мигрантов. На территориях, при достаточно высокой плотности населения, это спокойные Ростовская и Волгоградская области, где чувствуется недостаток рабочих мест – стали появляться очаги конфликтов вначале на бытовом уровне, а затем с последующим перерастанием на почве межэтнического характера. Появился конфессиональный фактор. Например, проект строительства мечети в г. Таганроге вызвал возмущение у коренных православных жителей города. Русский язык, к примеру, особенно в школах сельской глубинки Ростовской области, теперь не сразу и услышишь. Там все больше турки месхетинцы или выходцы с Кавказа.
   В народе верно говорят: - « Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать».
   Геннадий Николаевич в Донской казачьей столице г. Новочеркасске. Встретили его у самого въезда в г. Новочеркасск - атаманы округов Новочеркасска, Таганрога, Черкасска во главе с самим Войсковым атаманом Всевеликое Войско Донское казачьим генералом Виктором Петровичем Водолацким и мэром города Новочеркасска Волковым, между прочим, бывшим сослуживцем и дослужившим до чина генерала, и другими уважаемыми представителями от делегаций города. Встречали с почестям, хлебом-солью, казачьими старинными песнями под гармонь станичного хора. Видно заиграла, закипела кровь предков - не удержался Геннадий Николаевич от ритма казачьей песни и пустился в пляс. Водители машин, проезжая мимо, скандировали Трошеву звуковыми сигналами.
   Нужно отдать должное Войсковому атаману Виктору Петровичу Водолацкому, который согласился сопровождать его на первых порах в поездках по казачьим Войскам, вводить боевого генерала в омут наших казачьих проблем.
   Теперь Трошев не просто многое услышал, увидел, это бросается сразу, а прикипел к казачеству. Наш большой кипящий страстями и разноголосицей казачий котел, пришелся ему по душе. Он не дрогнул, и не отказался от нас. Его «война» можно сказать нашла продолжение, но уже «за други своя».
   Он, как полководец, видит цель, тот казачий путь – которым следует идти сегодняшнему казачеству.
   На встрече с окружными, юртовыми, станичными и хуторскими атаманами он четко высказался: - «Казачество всегда поддерживало Государя, служило Отечеству, расширяло пределы его границ. Благодаря ему, Россия стала Империей. Это верно как аксиома. Причем, казачество было единым. В этом была его сила. На казачьих территориях избирали (назначали) только одного Войскового атамана. Для казаков он был их батька, они были его сынами. Только ему подчинялись все. Двоевластие у казаков не допускалось».
   Тому печальный пример, когда казачество раскололось на красных и белых - пришла ему погибель. Одних уничтожили как врагов народа, другие умерли в сталинских лагерях, кто-то навсегда покинул Родину. Казачество исчезло с территории Советского Союза как народ.
   Значит, как бы подытоживает Трошев, чтобы возродиться из пепла - казачество должно быть единым. Все присутствующие на встрече единогласно поддержали такое его высказывание одобрительным словом «Любо!».
   - «Сегодня над нами стоит избранный народом Президент» - продолжил Трошев. И в поддержание духа традиций былой старины, казаки и сейчас способны послужить своему Отечеству.
   «Любо!» - громогласно прокатилось по залу.
   Геннадий Николаевич Трошев, выкроил время на незапланированную встречу со стариками станицы, правда, уже совсем осевшим голосом вкратце повторил для них суть своих намерений.
   То есть, еще раз подчеркнул: казачество должно быть единым. В этом залог его дальнейшего успеха и процветания. Встреча , а это было видно сразу, принесла обоюдную радость общения и тем самым,несомненно обогатила каждого.
   Последнему мероприятию, вопросу подготовки Первого всемирного конгресса казаков, приуроченного к празднованию 250-летия атамана Матвея Ивановича Платова 19—25 августа 2003 г. в г. Новочеркасске, он отвел значительное время и участвовал в работе оргкомитета под председательством Председателя Законодательного собрания Ростовской области Александра Васильевича Попова.
   Много интересной информации, касающейся зарубежного казачества, изложила Татьяна Вячеславовна Таболина, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, руководитель Информационно-аналитического центра по казачеству, Центра русской и казачьей культуры сообщила, что ученые в дни празднованию 250-летия атамана Матвея Ивановича Платова проведут конференцию и круглый стол «Казачество в меняющемся мире: от прошлого к будущему». На нескольких площадках выступят фольклорные казачьи коллективы. На улицах гостей будет ждать традиционная чарочка и каша, угощение из походных солдатских кухонь.
   В начале июня, для участия в рабочем заседании оргкомитета, приедут: редактор журнала Обще казачьей станицы имени атамана Каледина «Станичный вестник» Елена Яковлевна Шипулина из Канады; из США - Галина Фёдоровна Почепцова-Джонстон с супругом Кеном Джонстоном. Последние уже длительное время помогают в устройстве поминовений и молебнов в память казаков, выданных в Лиенце 1 июня 1945 г. Из Аргентины прибудет Вера Васильевна Шкржетушко, внучка атамана Свидина (лейб-гвардии казачий полк).
   Лично я, хорошо знаю Елена Яковлевну Шипулину по переписке в течение 12-ти лет. Я по-прежнему ее с любовью называю - «златою пчелочкой», за ее трудолюбие и оформление интересного по своему содержанию общеказачьего журнала. Журнал делает одна, на протяжении многих лет. Интересный автор детской странички в журнале. О природе и зверюшках пишет с любовью и шуточками. Одним словом, она мой самый любимый редактор журнала представляющего казачье зарубежье в Канаде.
   У Трошева все получилось - чтобы встретиться с Донскими атаманами, пообщаться с казаками не из высокого кабинета, а на местах. Отсюда все проблемы на виду. Каждый день расписан по минутам: позади города Волгоград, Омск, Челябинск, Краснодар, Ставрополь. Теперь и самый стержень российского казачества – Всевеликое Войско Донское.
   Потянет ли Трошев тяжкий груз - Российское казачество, покажет время. Главное он не один. Он сам, изнутри, в своем народе, а значит, - свой среди своих.
   Казачество и Православие – воинство земное и небесное, во все времена лихолетья оберегало Россию от гибели и развала.

   Вячеслав АЛИПАТОВ
   г. Новочеркасск, 26 апреля,
   канун Светлой ПАСХИ

//www.narod.ru, 26 апреля 2003 г.


<- Назад

©2009 Все права защищены. Фонд патриотического воспитания молодёжи имени генерала Трошева Геннадия Николаевича - troshevfond.ru (1240)